Традиционная японская бумага

Японская бумага внесена ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия. Расскажем, чем она так примечательна, что заслужила стать историческим памятником.

Как называется японская традиционная бумага

Термин «Washi» появился не так давно — в конце XIX века. Так стали называть все виды японской бумаги в противовес фабричной европейской бумаге — Yoshi

Washi имеет множество видов и сортов со своими названиями, в зависимости от того, где и из чего они изготовлены. Японскую бумагу делают из коры одно- и двухлетних кустарников: бумажной шелковицы (козо, kozo), эджвортии золотистоцветковой (мицумата, mitsumata) или экстремии (гампи, gampi). Более дешёвые сорта производят из бамбука, риса, поэтому иногда такую бумагу еще называют «рисовая».

Интересный факт. Китайцы изготавливали свою бумагу из бамбука, коры, риса, льна. Японцы чаще всего используют только кору кустарников и реже другое растительное сырьё.

Все виды и сорта «Washi» имеют общие свойства:

●     при ручном производстве практически не используются химикаты, даже для отбеливания;

●     отличаются неоднородной структурой и глянцевитой поверхностью;

●     хорошо впитывают влагу и не размокают под воздействием воды;

●     гораздо прочнее фабричных листов, изготовленных из другого сырья.

Японцы говорят, что европейская бумага живет сто лет, а японская — тысячу. Это потому что Washi делается не из измельчённой целлюлозы, а из длинных древесных волокон. Её трудно порвать поперек волокон, а ещё японская бумага не желтеет на солнце, потому что изготавливается без химикатов и синтетических отбеливателей.

Прочность и долговечность — вот два качества, из-за которых бумага Васи из Японии стала знаменитой во всём мире.

История

Зачастую всех интересует начало. Считается, что бумагу японцы заимствовали у Китая вместе с буддизмом в VII веке. Монах-врачеватель Донтё ещё в 610 году привёз в Страну восходящего солнца методы её изготовления, а также рецепт создания чернил.

Правивший в то время принц-регент Сётоку распространил производство бумаги по всей Японии. Но он посчитал китайские листы из бамбука и риса слишком хрупкими. Под его покровительством мастера стали изготавливать бумагу из конопли. Она получалась жёсткая, грубая, да и само производство требовало много усилий.

Экспериментируя, японцы нашли три идеальных вида сырья, которые и используют по сей день: это уже известные козо (kozo), гампи (gampi) и мицумата (mitsumata).

Позже, в эпоху Хэйан (794-1192 годы), появился оригинальный японский метод выделки бумаги — нагасисуки (nagashisuki), который используется до сих пор. Два его основных элемента: кора кустарника козо (kozo) и нери (neri) — вязкая субстанция для суспензирования древесных волокон в воде.

Бумажным ремеслом занимались крестьяне. Со временем появились целые династии, где секреты производства передавались из поколения в поколение.

Интересный факт. Японцы считают, что самая лучшая бумага получается зимой. В это время никто не мешает растущим кустам, а вода для выделки бумаги чище.  

Европа познакомилась с японской бумагой в средние века, благодаря Голландской Ост-Индской торговой компании. Купцы в XVII веке имели собственное предприятие в Японии и поставляли товар на Тайвань и в Нидерланды.

Можно сказать, что Washi прославил Рембрандт. Он использовал её для гравюр и рисунков. По сравнению с матовой и грубой европейской бумагой японская выигрывала внешне — она имела глянцевую нежную поверхность цвета слоновой кости. Позже с этим материалом стали работать и другие художники.

В XIX веке Япония познакомилась с машинным способом изготовления бумаги, и ручное производство стало сокращаться. Но и по сей день страна Восходящего солнца не утратила своё культурное наследие — ручную бумагу. Некоторые мастера продолжают изготавливать бумагу традиционным ручным способом, а лист такой бумаги уже считается предметом искусства.

Культурное наследие ЮНЕСКО

Всемирная организация занимается сохранением не только материальных памятников, но и обычаев, знаний, навыков разных сообществ. В 2014 году ЮНЕСКО внесла японскую бумагу в реестр нематериального культурного наследия Японии, кстати как и традиционный театр Кабуки. Точнее, не саму бумагу, а способы производства трёх сортов японской бумаги под названием «Васи» в общинах:

●     Мисуми-Те (Misumi-cho) в городе Хамада;

●     Мино (Mino) в префектуре Гифу;

●     Огава (Ogawa Town) и Хигаси-чичибу (Higashi-chichibu Village) в Сайтама.

Производители «Мино» уверяют, что самый старый японский документ в сокровищнице Сёсоин написан именно на их бумаге. Уже более 13 веков этот сорт японской бумаги известен своей шелковистой мягкостью, равномерным переплетением волокон и белизной.

Важный факт. Бумагу «Мино» делают из коры бумажной шелковицы (kozo). Для отбеливания используют только кальцинированную соду, без других химикатов. Единственный допустимый наполнитель — вытяжка из корней гибискуса, чтобы листы не склеивались между собой. Сушку готовой бумаги проводят естественным способом, без нагрева. Так «Мино» сохраняет свой цвет.

Как делают бумагу Васи вручную

Описанный способ для бумаги «Мино» характерен для производства и других сортов бумаги. Разница заключается лишь в сырье и деталях изготовления.

Для японской бумаги Kozo чаще всего используют внутреннюю белую часть коры кустарника - shirokawa, хотя в некоторых сортах бумаги добавляют внешний (kurokawa) и средний (nadzekawa) слои.

1.    Прутья Kozo, как мы писали, стараются срезать зимой, в этот период кора у них лучше всего подходит для производства бумаги. Связки веток примерно одинаковой длины помещают в чаны и пропаривают. Затем их промывают водой, чтобы слои коры легче отделялись друг от друга.

2.    Сначала удаляют внешний чёрный слой. Для этого размягчённую в воде кору топчут ногами и растирают, чтобы отделить тёмные чешуйки. Главное на этом этапе — не повредить остальные слои коры.

3.    Зелёную часть nadzekawa срезают ножом. Любые изменения цвета или следы от ветвей тоже удаляются. Чем тщательнее очищена кора, тем белее и равномернее по цвету получается бумага.

4.    Затем слой shirokawa сушат в прохладном затенённом месте, а потом помещают в ручей или на мелководье для отбеливания. Вода смывает остатки грязи, а прямые солнечные лучи обесцвечивают сырьё для будущей бумаги.

5.    Следующий этап — варка в щелочном растворе. Это нужно для размягчения и однородной структуры волокон. Раньше японцы использовали древесную золу, сейчас применяют кальцинированную соду, едкий натр или гашёную известь.

Щелочной раствор доводят до кипения и варят в нём кору примерно два часа. За это время растворяются органические примеси и лишние вещества, которые делают бумагу жёсткой. Само волокно остаётся целым.

От концентрации щёлочи зависят свойства будущей бумаги. Чем она выше, тем мягче будет лист, но он станет менее прочным и плотным. Поэтому, например, для толстой бумаги нужен слабый щелочной раствор.

6.    После варки удаляют тёмные пятна, этот этап называется Chiritori. Небольшую часть волокон помещают в бамбуковую корзину, плавающую в воде, а затем вручную удаляют любую рубцовую ткань, почки или отличающиеся по цвету участки. Для белой бумаги перед Chiritori делают отбеливание. Используют гипохлорит натрия или воду со снегом.

7.    Следом за Chiritori волокна Kozo отбиваются на камне деревянным молотком. Это нужно для их дополнительного размягчения.

Эти семь шагов подготовки волокон Kozo — лишь «нулевой» цикл при производстве бумаги. Дальше начинается сам процесс изготовления.

Важно. Инструменты для производства традиционной японской бумаги —  чан (suki-bune) и кювета (suketa). Бочку делают из сосны или кедра. Кювета состоит из каркаса и съёмной ширмы из бамбуковых полос, скреплённых шёлковыми нитями.

Для изготовления листа бумаги по методу «нагасисуки» (nagashisuki) чистую воду в чане смешивают с «нери» (neri) и волокнами Kozo. Затем с помощью suketa смесь перемещают взад-вперёд и в стороны. Волокна оседают на ширме, переплетаясь естественным образом. Так и формируется лист. Операцию повторяют несколько раз, чтобы получить нужную толщину бумаги.

Затем экран извлекается из каркаса и помещается на специальную подставку, на которой будет формироваться пачка бумаги. Его выравнивают с помощью специальных направляющих, чтобы каждый готовый лист ложился ровно на предыдущий. Экран аккуратно снимается и вновь помещается в рамку для дальнейшего производства.

Готовую пачку бумаги оставляют на ночь, чтобы стекла лишняя вода. После этого листы аккуратно помещают под пресс примерно на 6 часов для удаления влаги.

После прессования листы отделяют друг от друга, раскладывают на сушильные доски и выносят на солнце. Ультрафиолет и ветер завершают процесс производства бумаги. В конце высушенные и выбеленные солнцем листы бумаги сортируют по толщине и цвету.

Трудоёмкий и кропотливый процесс изготовления, с использованием естественных материалов и способов, и придаёт японской бумаге её знаменитые мягкость, прочность, тёплый цвет.

Чем отличается японская бумага машинного производства

Японцы после знакомства с европейскими технологиями в XIX веке механизировали процесс изготовления бумаги. Они стали использовать специальные бумагоделательные машины.

Такая бумага имеет равномерную структуру и стабильнее по качеству, ведь весь процесс проходит в контролируемой среде. Но у машинной бумаги нет того «естественного тепла» и мягкости, которые характерны для ручных изделий.

Поэтому художники и реставраторы стараются работать с традиционной японской бумагой. Машинную бумагу используют, когда срочно нужен большой объём, либо бюджет проекта ограничен.

Где традиционно применяется

Китайцы использовали свою бумагу, в основном, для письма. Японцы значительно расширили спектр её применения, поэтому и придавали такое значение прочности своей бумаги.

Уже упомянутая «Мино» использовалась и используется до сих пор вместо оконных стёкол — она красиво пропускает мягкий солнечный свет. Также она применялась для стеновых панелей и раздвижных дверных перегородок.

Из японской бумаги делали одежду, трафареты, зонты. Примечательно, что японский бумажный зонт, в отличие от тканевого китайского, считался более прочным. Он не рвался и не размокал при непогоде.

И, конечно, со времён появления японская бумага Васи используется для оригами, изготовления фонарей, вееров. Однако, в ХХI веке эта бумага больше применяется для художественного творчества, чем для производства каких-то бытовых предметов.

В наше время японскую бумагу используют для каллиграфии, живописи. Её активно применяют реставраторы при восстановлении памятников, например, книг, свитков, гравюр, вееров.

Бумага вне реставрации

В Японии из традиционной бумаги делают многоцветный скотч для заметок в календарях, ежедневниках (аналог стикеров), авторских открыток. В европейских магазинах он продаётся как Washi Masking Tape.

Японец с американской пропиской Ногути Исаму создал из такой бумаги целую коллекцию светильников AKARI. Они стали популярны во всём мире.

В японских домах присутствует много предметов интерьера из бумаги: расписные перегородки, абажуры, светильники. И, конечно, европейские дизайнеры используют эти изделия при оформлении квартир «в азиатском стиле».

Одно из уникальных направлений в искусстве — японские куклы из цветной бумаги. Они менее известны, чем оригами, но высоко оцениваются коллекционерами. Листы бумаги расписываются водной пастой с минеральными красителями и цветными стёклами. Сделанные из них куклы выглядят так, что трудно поверить, будто они бумажные.

Этерна — это гибкость
и профессионализм

Помогаем реставраторам и всем заинтересованным лицам интегрироваться в мировые течения, предоставляя высококачественные и современные материалы для работы.

Мы отобрали только лучшую продукцию по качеству и цене

Доставим заказ в любую точку России

Вы можете оплатить свой заказ любым удобным способом

Профессиональный подход к своему делу

© 2024, Midyanets Design